Направления

Термин «импортозамещение» используют для обозначения процесса замены импортных товаров отечественными с целью защиты собственного товаропроизводителя, передела рынка, создания своей отрасли, устранения зависимости от внешних производителей и т.д.

На данный момент существует большой спектр отечественных программных продуктов, способных в той или иной мере заменить иностранные аналоги и тем самым помочь полностью или частично избавиться от технологической зависимости. Однако потребители подходят к процессу замены импортного ПО отечественным сегодня слишком категорично – новое ПО должно полноценно поддерживать весь необходимый спектр применения и обладать как минимум теми же характеристиками, что и импортные продукты. Например, если на предприятии применяется импортная СУБД, то она должна быть заменена на отечественный аналог для выполнения всех этапов обработки данных. При этом декларируется, что отечественный продукт не должен уступать иностранному конкуренту ни в функциональности, ни в быстродействии.

Очевидно, что большинство существующих российских продуктов объективно проигрывают зарубежным аналогам и пока еще не способны стать им полноценной заменой. Тем не менее в отдельных случаях замещение возможно, и именно с них необходимо начинать пошаговый процесс отхода от технологической зависимости. В этом процессе должны быть задействованы две стороны: потребитель и производитель.

Процесс импортозамещения

Потребитель должен осознавать важность перехода на отечественные технологии и какое-то время быть готовым к технологическим неудобствам, возможной потере производительности, а в некоторых случаях и функциональности используемых систем. Потребитель должен понимать, что «волшебной палочки» не существует, и никто не сможет в одночасье дать полную замену всех используемых зарубежных программных комплексов.

Импортозамещение – это не мгновенная пересадка с одного поезда на другой, а длинный путь, требующий предварительного анализа, четкого планирования и аккуратной реализации. И начинать этот путь надо с задач или подсистем, работу которых российские продукты смогут поддерживать уже сегодня без потери функциональности и производительности.

Таким образом, получается циклический пошаговый процесс: потребитель покупает и внедряет ПО в отдельных нишах, производитель получает деньги и тратит их на оказание технической поддержки, а также на развитие своих продуктов, в результате чего они становятся применимы в новых нишах, и процесс переходит на следующую итерацию. Данная схема не нова и описывает развитие большинства зарубежных коммерческих коробочных продуктов.

Следует заметить, что по причине своей немногочисленности внутренние потребители ПО, например СУБД или ОС, не всегда способны обеспечить эксплуатацию систем в различных режимах работы, что скажется на степени их отлаженности, а значит, и на качестве. Даже если крупные внутренние потребители (Сбербанк, госкорпорации, федеральные ведомства и т. п.) перейдут на отечественное ПО, то все равно системы не пройдут промышленного тестирования во всем возможном спектре задач.

Переходя к нормативно-правовым аспектам импортозамещения стоит отметить несколько документов:

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации № 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Пунктом 5 распоряжения Правительства Российской Федерации № 1588-р органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственным корпорациям и компаниям, акционерным обществам с государственным участием рекомендовано предусмотреть реализацию мероприятий по переходу на использование отечественного офисного программного обеспечения.

Наиболее интересный и значимый для нас документ – это приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 04.07.2018 № 335 «Об утверждении методрекомендаций».

В соответствии с законодательством Российской Федерации к офисному программному обеспечению относятся операционная система, коммуникационное программное обеспечение, офисный пакет, почтовые приложения, органайзер, средства просмотра, интернет-браузер, редактор презентаций, табличный редактор, текстовый редактор, программное обеспечение файлового менеджера, справочно-правовая система, программное обеспечение системы электронного документооборота и средства антивирусной защиты.

Переход государственных органов и органов местного самоуправления на использование отечественного офисного программного обеспечения рекомендуется осуществлять с использованием программного обеспечения, сведения о котором включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, и соответствующего дополнительным требованиям к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2017 г. № 325.

В случае планирования использования свободного программного обеспечения при переходе на использование отечественного офисного программного обеспечения, рекомендуется использовать свободное программное обеспечение, сведения о котором включены в единый реестр российских программ.

На основании данного приказа в субъектах РФ приняты свои НПА, устанавливающие целевые значения показателей перехода.

В республике Хакасия такую роль выполняет постановление Президиума Республики Хакасия от 07.02.2017 № 17-п «О переходе на отечественное офисное программное обеспечение».

Процесс импортозамещения нашел свое отражение и в документах стратегического планирования:

204 указ Президента определяет в качестве национальных целей и стратегических задач развития РФ  использование отечественного программного обеспечения.

В июле 2020 года подписан Указ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», который также предусматривает увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в четыре раза по сравнению с показателем 2019 года.

Также, программа «Цифровая экономика» предусматривает, что к 2024 г. доля отечественного ПО в закупках органов власти должна составить 90%, а в компаниях с госучастием – 70%.

В сентябре 2020 г. власти предложили отнести госкомпании и госкорпорации к объектам критической информационной инфраструктуры (КИИ) наравне с госорганами и банками с 1 января 2021 г. Это означает ускоренный переход на отечественный софт и оборудование, порядок которого определит правительство.

В соответствие с перечисленными НПА в период до 2030 года органы власти, органы муниципальной власти, подведомственные им организации должны перейти на использование отечественного офисного программного обеспечения в соответствии с установленными значениями целевых показателей.

Данный вопрос находится на контроле в Правительстве РФ, Минкомсвязи России, Счетной палаты РФ.

С полным перечнем Российского ПО, которое можно приобрести в нашей компании можно ознакомиться на нашем сайте:

Операционные системы и офисные приложения

Информационная безопасность

Антивирусная защита

СУБД

По вопросам приобретения обращаться: