Обязательная маркировка в 2021-2022 годах
04.08.2022Запись вебинара "Маркировка обуви и товаров легпрома"
Маркировка товаров достаточно глобальный проект, который в итоге коснется практически всех отраслей промышленности. У Правительства в планах к 2024 году создать Единую национальную систему маркировки, к которой будут подключены все производители и продавцы - от сигарет и лекарств до одежды и детского питания.
Главной целью маркировки является снижение оборота контрафактной продукции.
Давайте разберёмся, на какие виды товаров маркировка уже является обязательной, и каким типам бизнеса уже сейчас следует обеспокоиться о закупке соответствующего оборудования для маркировки в 2020 году и что конкретно необходимо сделать, чтобы избежать штрафов.
Товары, в отношении которых внедрена маркировка
Продукция | Дата ввода |
Алкогольная продукция (ЕГАИС) | 01.01.2016 |
Меховые изделия | 12.08.2016 |
Табак | 01.03.2019 |
Лекарственные препараты | 01.07.2019 |
Обувь | 01.07.2019 |
Легкая промышленность | 01.12.2019 |
Фотоаппараты и лампы-вспышки | 01.12.2019 |
Шины и автопокрышки | 01.12.2019 |
Духи и туалетная вода | 01.12.2019 |
Молоко и молочные продукты | С 20.01.2021 |
Маркировка велосипедов и велосипедных рам | С 01.09.2021 |
Упакованная вода | С 01.09.2021 |
Маркировка кресел-колясок (эксперимент) | Завершен 01.06.2021 |
Пиво, пивные напитки и слабоалкогольные напитки (эксперимент) | с 01.04.2021 по 31.08.2022 |
Согласно Распоряжению Правительства от 28 апреля 2018 г. № 792-р маркировку планируют распространить на многие виды товаров. Для товаров, маркировка которых вводится в 2019 году, будет использоваться Информационный ресурс оператора Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ).
Обязательная маркировка в 2021-2022 годах
![]() |
Январь 2021 | запрет оборота немаркированных товаров лёгкой промышленности подготовительный этап обязательной маркировки молока и молочной продукции |
![]() |
Март 2021 | запрет хранения немаркированных шин |
![]() |
Июнь 2021 | обязательная маркировка для категорий «мороженое» и «сыры» |
![]() |
Сентябрь 2021 | обязательная маркировка для других категорий товаров молочной продукции и молока сроком годности более 40 дней cтарт обязательной регистрации в системе маркировки для участников оборота упакованной воды |
![]() |
Октябрь 2021 | запрет оборота немаркированных остатков парфюмерной продукции, произведенных или ввезенных на территорию РФ до 1 октября 2020 г. |
![]() |
Декабрь 2021 | обязательная маркировка для категории «минеральная вода» обязательная маркировка для молочных продуктов сроком годности менее 40 дней |
![]() |
Март 2022 |
обязательная маркировка для прочих категорий питьевой воды обязанность фиксировать выбытие маркированной молочной продукции сроком годности 40 дней и менее через кассы |
![]() |
Июнь 2022 | обязанность фиксировать выбытие маркированной молочной продукции сроком годности более 40 дней через кассы |
![]() |
Сентябрь 2022 | объёмно-артикульный учет для оптового и розничного звена молочной продукции |
![]() |
Декабрь 2022 | обязательная маркировка молока и молочной продукции для фермеров при продаже через собственную розницу и прямых продажах |
Таблица с кодами продукции, в отношении которых будет внедряться обязательная маркировка
Продукция | Код ОКПД | Срок обязательной регистрации в Честном знаке | Запрет оборота немаркированной продукции |
Фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы-вспышки | 26.70.12 26.70.14 26.70.17 26.70.19 | 29.02.2020 | 01.10.2020 |
Духи и туалетная вода | 20.42.11 | 31.03.2020 | 01.10.2021 |
Блузки, блузы и блузоны трикотажные машинного или ручного вязания, женские или для девочек | 4.14.13 | 01.01.2021 | 01.01.2021 |
Предметы одежды, включая рабочую одежду, изготовленные из натуральной или композиционной кожи | 14.11.10 | 01.01.2021 | 01.01.2021 |
Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия мужские или для мальчиков | 14.13.21 | 01.01.2021 | 01.01.2021 |
Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия женские или для девочек | 14.13.31 | 01.01.2021 | 01.01.2021 |
Белье постельное, столовое, туалетное и кухонное | 13.92.13 13.92.14 | 01.01.2021 | 01.01.2021 |
Новые шины и покрышки пневматические резиновые | 22.11.11 22.11.12 22.11.13 22.11.14 22.11.15 22.11.20 | В течение 7 дней со дня возникновения необходимости оборота шин | 15.12.2020 |
Молоко и молочная продукция | 10.51.11, 10.51.12, 10.51.21, 10.51.22, 10.51.30, 10.51.40, 10.51.51, 10.51.52, 10.51.55, 10.51.56, 10.52.10 | 1.06.2021 | 01.12.2022 |
Маркировка велосипедов и велосипедных рам |
30.91.11.120, 30.91.20, 30.92.10, 30.92.30.110, 32.40.31.121. |
01.09.2021 | |
Упакованная вода | 36.00.11 | С 01.09.2021 | |
Пиво, пивные напитки и слабоалкогольные напитки (эксперимент) | 11.05.10 | ||
Маркировка кресел-колясок (эксперимент) | 35.43.1 | Завершен 01.06.2021 |
Схема работы системы маркировки
- Оператор маркировки – ЦРПТ – предоставляет ПАК с регистратором выпуска кодов маркировки, этот ПАК производитель устанавливает у себя на производстве. Для небольших производств предполагается возможность заказывать уже готовые этикетки с кодами Data Matrix в Центрах Этикетирования и Маркирования.
- Производитель наносит на каждый товар двухмерный код формата Data Matrix. Упаковка также будет промаркирована. Подделать или скопировать такой код невозможно. Защита от подделки обеспечивается за счет применения уникального кода проверки, генерируемого оператором системы. Как выглядит код Data Matrix.
- Производитель через систему электронного документооборота передает поставщику электронную накладную – УПД (универсальный передаточный документ), в котором учтены все коды маркировки пачек (для табака), штрихкоды упаковок (для табака и обуви).
- Поставщик сверяет коды упаковок или агрегаций фактического товара с накладной. Далее подтверждает получение УПД (при наличии расхождений корректирует или отклоняет).
- Поставщик передает в розничные магазины продукцию по той же схеме что и производитель-поставщику. (обязательно с 2020 года)
- Для реализации покупателю розничный магазин сканирует штрих код 2D-сканером. Если данные на штрихкоде действительны (соответствуют данным в информационной системе продажи маркированной продукции), то продажа товара возможна. Касса передает информацию о продаже в ОФД, а оператор фискальных данных передает их в информационной системе продажи маркированной продукции.
- Конечный потребитель продукции может проверить легальность купленного товара с помощью приложения «Честный знак».
Что необходимо сделать розничным магазинам, реализующим маркированную продукцию, чтобы избежать штрафов?
![]() |
Приобрести Электронную цифровую подпись*, поскольку работа с поставщиками должна будет вестись через ЭДО (электронный документооборот). Для регистрации в системе и для ЭДО необходима усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП). Это самая минимальная подпись, ее стоимость составляет 1500 руб. Если у Вас уже имеется подпись для сдачи отчетности в Росалкоголь, для сайта налоговой или для торгов, то приобретать новую подпись не нужно. |
![]() |
|
![]() |
Регистрация в системе ЧестныйЗНАК.РФ. Сроки обязательной регистрации можно посмотреть здесь |
![]() |
|
![]() |
Подключиться к Электронному документообороту (ЭДО). Электронный Документооборот - это различные сервисы по обмену, передаче бухгалтерских документов в электронном виде. С его помощью юрлица могут обменяться документами поставки в случае маркировки. Таким образом, с введением маркировки преобразуется лишь форма документа из бумажной в электронную. |
![]() |
|
![]() |
Обеспечить наличие сканера 2D-штрихкодов При выборе данного оборудования учитывайте, что коды могут закрываться пленкой и давать блики (например, на сигаретах) и не каждый тип 2D-сканера может его корректно считать. Нужно также понимать, что 2D-сканер считывает и другие виды штрих-кодов, поэтому нет необходимости приобретать разные сканеры на разные виды товаров. Достаточно одного 2D-сканера. 2D АТОЛ SB2108 Plus (USB, чёрный, без подставки) (Одобрено для маркировки обуви) |
![]() |
|
![]() |
Обеспечить наличие принтера штрихкодов, только тем кому по Постановлению положено маркировать остатки. Сюда не входят предприниматели реализующие табачные изделия, лекарственные препараты и пр. |
Штрафы за нарушения правил маркировки: административная ответственность
Оборот алкогольной продукции или табачных изделий без маркировки влечет наложение административного штрафа:
- Физические лица - от 4000 до 5000 рублей с конфискацией предметов административного правонарушения;
- Должностные лица - от 10 000 до 15 000 рублей с конфискацией предметов административного правонарушения;
- Юридические лица - от 200 000 до 300 000 рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.
Продажа товаров и продукции без маркировки, в случае если, такая маркировка обязательна, а также хранение, перевозка либо приобретение таких товаров и продукции в целях сбыта, также влечет наложение административного штрафа:
- Физические лица - от 2000 до 4000 рублей с конфискацией предметов административного правонарушения;
- Должностные лица - от 5 000 до 10 000 рублей с конфискацией предметов административного правонарушения;
- Юридические лица - от 50 000 до 300 000 рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.
Непредставление и (или) нарушения порядка и сроков представления сведений о маркированных товаров в ГИС МТ (Честный знак) влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
- Должностные лица/ИП - в размере от 1 000 до 10 000 тысяч рублей;
- Юридические лица - от 50 000 до 100 000 рублей.
За что могут наказать?
- Отсутствие регистрации в системе маркировки в установленные сроки
- Продажа продукции в розницу без вывода из оборота или со статусом кодов «Выбыл»
- Продажа товаров подпадающих под обязательную маркировку без кодов маркировки, а также хранение, перевозка либо приобретение таких товаров в целях сбыта
- Продажа маркированных товаров, не принадлежащих продавцу
- Возврат в оборот маркированных товаров, владельцем которых вы не являетесь
- Нарушение сроков передачи данных в систему маркировки
- Передача маркированных товаров юр.лицу/ИП без передачи сведений в систему маркировки
- Производство, приобретение, хранение , перевозка в целях сбыта и сбыт товаров с поддельными кодами маркировки
Штрафы и наказания – о чем гласит УК РФ
В УК РФ внесены правки в ст. 171.1 (производство, хранение, перевозка, покупка, продажа без маркировки или с поддельной маркировкой в крупных и особо крупных размерах).
Вид товара | В крупном размере | Группой лиц по предварительному сговору | Организованной группой в особо крупном размере |
Все, кроме продуктов питания |
|
|
|
Продукты питания |
|
|
Где приобрести оборудование и получить необходимые услуги?
Специалисты центра автоматизации бизнеса «Киасофт» готовы проконсультировать Вас по подбору оптимального набора оборудования, программного обеспечения и услуг в зависимости от того, к какому типу бизнеса относится Ваша компания и работает ли она с маркированной продукцией.
По вопросам приобретения обращаться:
- Татьяна Артонова
-
8 (3902) 21-31-10
-
89831913110
-
sale@kiasoft.ru